Лента новостей
Статья23 февраля , 09:01

Сымитировав падение, штурмовик Макарова оторвался от немецких истребителей и приземлился на фюзеляж

Осенью и в начале зимы 1942 года на Калининском и Западном фронтах шли напряжённые бои с нацистами. Большой вклад в борьбу с ними вносила штурмовая авиация. Самолёты Ил-2 постоянно совершали налёты на врага. В их числе был и штурмовик Алексея Макарова, уроженца никифоровского села.

Алексей Макаров
Алексей МакаровФото: ruwiki.ru

Один против четырёх

Четыре штурмовика Ил-2 возвращались с боевого задания. Советские истребители их в тот момент не прикрывали. Сзади и сверху «Илы» атаковали вражеские самолёты — два ME-109 и два Fw-190. Тогда от четвёрки штурмовиков отделилась одна из машин и приняла неравный бой с истребителями.

Одинокий Ил-2 прикрыл боевых товарищей, которые смогли без потерь уйти на аэродром. Самолёт получил множество повреждений, но отбился от вражеских истребителей и сумел дотянуть до занятой советскими войсками территории. Отважного пилота штурмовика звали Алексей Трифонович Макаров.

«Это был третий боевой вылет и первый воздушный бой молодого, но преданного социалистической Родине патриота», — написано в его наградном листе.

Загрузка боекомплекта в Ил-2
Загрузка боекомплекта в Ил-2Фото: ruwiki.ru

Днём в аэроклуб, вечером в школу

Жизненный путь будущего героя начался в 1922 году в селе Красная Криуша. В настоящее время оно входит в состав Тамбовского округа, но поначалу принадлежало к Никифоровскому району. До 1929 года Алексей Макаров жил в посёлке Калининском Сабуро-Покровского сельсовета, после чего семья перебралась в город Козлов (Мичуринск).

Оставшись сиротой в 1934 году, Алексей продолжал старательно учиться. Первые лётные навыки он начал получать в Мичуринском аэроклубе, уже тогда решив связать жизнь с авиацией.

— Было очень трудно каждый день заниматься с семи утра до двенадцати дня в аэроклубе, а с двух дня до восьми вечера — в десятом классе. Очень боялся, что из двух зайцев не поймаю ни одного. Но всё-таки в 1940 году закончил десятый класс, а затем и аэроклуб,
вспоминал Алексей Макаров.

Осенью 1940 года его призвали в армию и вскоре направили в Балашовскую школу лётчиков. Оканчивать учёбу пришлось по сокращённой программе — уже шла Великая Отечественная война, советская авиация понесла большие потери, ей срочно требовалось пополнение.

«В Отечественной войне Алексей Макаров участвовал с октября 1942 года. Всего совершил 118 успешных боевых вылетов. Провёл 16 воздушных боёв. Произвёл 14 боевых вылетов в качестве ведущего на разведку войск противника», — гласят документы.

Кроме Калининского, Алексей Макаров воевал на Западном и 2-м Украинском фронтах. Участвовал в боях в небе Румынии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Победу он встретил в городе Праге.

Советские штурмовики над Берлином
Советские штурмовики над БерлиномФото: ruwiki.ru

Самый трудный бой

Самым тяжёлым для Алексея Макарова оказался боевой вылет 30 августа 1943 года. Группа из 8 штурмовиков получила задание уничтожить колонну противника, которая отходила от Ельни к Смоленску. Алексей Макаров с напарником шли замыкающими, их задачей было подавление огня вражеских зениток.

При заходе на цель группу штурмовиков атаковали вражеские истребители. Пара Ил-2 во главе с Макаровым завязала с ними бой, давая возможность остальным выполнить задание. Макаров увёл истребители в сторону от группы, но они взяли его в клещи.

Ил-2 Макарова получил множество пробоин от вражеских снарядов. Сам лётчик был ранен в лицо, воздушный стрелок Федосеенко погиб — осколок пробил комсомольский билет, который лежал в кармане гимнастёрки, и попал в сердце.

Однако, несмотря на повреждения машины и собственную рану, Макаров виртуозно сымитировал падение, оторвавшись от истребителей нацистов, и привёл едва державшийся в воздухе самолёт на аэродром. Садиться пришлось на фюзеляж, так как повреждённое шасси выпустить не удалось.

Вылет Ил-2 на боевое задание
Вылет Ил-2 на боевое заданиеФото: ruwiki.ru

Командир и наставник

Командование заметило высокое лётное мастерство, задатки командира и наставника, которыми обладал Алексей Макаров. Звенья, а затем авиагруппы, которые он готовил и водил на боевые вылеты, не раз без потерь возвращались со сложных и опасных заданий.

В воздушном бою 2 июня 1944 года ведущий группы был подбит и совершил вынужденную посадку. Макаров взял командование на себя, успешно завершил задание и, несмотря на атаки вражеских истребителей, без потерь привёл группу на аэродром. В дальнейшем он не раз повторял этот успех, в том числе во время ночных вылетов.

Во время подготовки Ясско-Кишинёвской наступательной операции Макаров многократно вылетал на прикрытие воздушных разведчиков, которые успешно возвращались с ценными разведданными. Это способствовало успеху операции и выведению Румынии из войны.

За проявленные боевые заслуги Макарова не раз представляли к наградам. Его грудь украшали орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, два ордена Отечественной войны 1-й степени, орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медали, иностранные награды. 15 мая 1946 года его удостоили звания Героя Советского Союза.

Герой Советского Союза Алексей Макаров
Герой Советского Союза Алексей МакаровФото: ruwiki.ru

На страже мирного неба

После окончания Великой Отечественной войны Алексей Макаров остался в Вооружённых силах. В 1951 году он окончил военно-воздушную академию, в 1959 году — аспирантуру. Получил учёную степень кандидата военных наук.

В дальнейшем Алексей Трифонович занимал должность старшего преподавателя академии имени Михаила Фрунзе, где в полной мере раскрыл талант педагога. Был заместителем начальника штаба ВВС военного округа. В 1981 году ему присвоили звание генерал-майора авиации.

Два года спустя Алексей Макаров вышел в отставку. 27 ноября 1988 года он ушёл из жизни. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Имя и подвиги героя помнят в Никифоровском округе, его портрет украшает Доску Почёта, мемориал воинам-землякам.

Могила Алексея Макарова
Могила Алексея МакароваФото: Сергей Семёнов / ruwiki.ru
Автор:Дмитрий Хатунцев