В 1943 году старшина роты автоматчиков Николай Колонтаев после очередного ранения находился на излечении в медсанбате. Медики решили, что его нужно отправить в тыловой госпиталь. Но в планы старшины эвакуация не входила.
«Будучи ранен, на излечении в медсанбате, услыхав о том, что он назначен к эвакуации в далёкий тыл, удрал с медсанбата в свой полк», — написано в приказе о награждении медалью «За отвагу».
Конечно, причина награждения заключалась вовсе в побеге из медсанбата, в приказе его привели лишь в качестве иллюстрации отношения Николая Колонтаева к воинскому долгу. Победа над врагом для него была важнее, чем собственная жизнь и здоровье. К лету 1943 года на счету старшины хватало боевых подвигов.
На фронт Николая Гуреевича призвали с территории современного Никифоровского округа, где он родился в крестьянской семье в 1910 году. К началу Великой Отечественной войне он уже много лет трудился в колхозе. Был членом ВКП (б), Женился на местной девушке по имени Мария. В 1941 году у них уже были дети.
В бой с нацистами Николай Колонтаев вступил в августе 1941 года в битве за Москву в составе 916 стрелкового полка 247 стрелковой дивизии. В ожесточённых боях под городом Ржевом дивизия понесла значительные потери и была расформирована, однако впоследствии её воссоздали заново. Колонтаев принимал в тех событиях самое активное участие.
«Участвовал в боях за деревни Носово, Погорелово, город Ржев, деревни Рождество, Подосиновка. В боях за деревню Подосиновка получил задание достать лошадей у немцев. Николай Гуреевич Колонтаев совместно с разведкой пробрался в расположение противника, уничтожив 38 немцев, забрал 15 лошадей (…) и переправил в свою часть. Данные лошади и сейчас находятся в полку», — написано в приказе о награждении.
То, о чём не рассказывал родным сам ветеран, сообщают скупые строки документов. Сквозь сухие уставные фразы прорывается человеческое уважение командира к отважному старшине. После побега из медсанбата Колонтаев не мог сражаться в полную силу, однако под огнём неприятеля доставлял боеприпасы и горячую пищу бойцам своего подразделения на передовую.
Едва оправившись от ран, Николай Гуреевич вновь бился на переднем крае. В бою за деревню Скрыдново в рядах пехоты отражал контратаку противника. Автоматным огнём уничтожил до 9 фашистов.
Также в том бою рачительный старшина захватил у врага ещё пару лошадей, незаменимых в армейском хозяйстве. За проявленное мужество в сентябре 1943 года его представили к Ордену «Красной Звезды».
В рядах полка Николай Колонтаев двигался на запад, освобождая от нацистов деревню за деревней, город за городом. Однако в 1944 году его комиссовали по ранению, и он вернулся в родное село.
Понять в полной мере радость родных, встречавших Николая Гуреевича дома, сейчас смогут разве что те, кто ждёт близких со специальной военной операции. С Великой Отечественной войны живыми приходили далеко не все. Возвращение домой мужа и отца, даже израненного, было огромным счастьем.
Несмотря на проблемы со здоровьем (осколок в руке не давал покоя), без дела Николай Колонтаев не сидел. Снова работал в колхозе. Трудился и конюхом, и грузчиком, и землю пахал на тракторе. Нужно было восстанавливать подорванное войной хозяйство, растить троих детей, к которым в дальнейшем прибавились ещё шестеро. Дни войны всё дальше уходили в прошлое.
Сам Николай Петров, который родился на никифоровской земле, живёт в городе Калининграде, который стал частью нашей страны благодаря Великой Победе. Вдохновил ли его пример деда-старшины или нет, но один из многочисленных потомков Николая Колонтаева выбрал для себя профессию военного.
В наследство потомкам Николай Колонтаев оставил спасённую от врага страну и возрождённую многолетним трудом малую родину. Село Екатеринино, где он жил и работал в послевоенные годы, и в настоящее время — один из наиболее крупных и развитых населённых пунктов округа.
В селе расположена Екатерининская опытная станция ВИР имени Вавилова, действует школа, Дом культуры. В 2024 году там построили новый центр врача общей практики. Без подвига солдат Великой Отечественной ничего этого быть не могло.