На протяжении десятилетий, которые прошли с окончания Великой Отечественной войны, житель села Юрловка нынешнего Никифоровского округа Николай Кулаков помнил великую битву за Сталинград, в которой участвовал в составе 418-го отдельного автобатальона. Но рассказывал он о тех событиях неохотно, слишком тяжелы были воспоминания.
Значение транспорта в любой войне, в том числе Великой Отечественной, трудно переоценить. Если на позиции вовремя не подвозили боеприпасы, горючее, продовольствие, бойцы не могли сражаться, ставшие бесполезными орудия и бронетехнику приходилось взрывать или просто оставлять на месте.
Поэтому все долгие военные годы днём и ночью тряслись по разбитым фронтовым дорогам легендарные «полуторки» (ГАЗ-АА), «Захары Ивановичи» (ЗиС-5) и лендлизовские «студебеккеры». Зачастую под обстрелами, поминутно рискуя жизнью, выталкивая машины из стылой грязи или сугробов, водители автомобильных частей доставляли на передовую всё необходимое, вывозили раненых. Одним из фронтовых шофёров был уроженец села Мацнево Николай Кулаков.
В Рабоче-крестьянскую Красную армию его призвали в 1942 году. С октября 1942 года по март 1943 года Николай Кулаков воевал в составе 33-го автополка рядовым шофёром. Затем стал курсантом школы автомехаников. Продолжал служить и после окончания войны, до весны 1947 года был командиром отделения шофёров.
В автомобильную часть Николая Кулакова зачислили, поскольку он уже имел дело с техникой — ещё до войны выучился на тракториста. Любая, самая трудная работа его не пугала, так как после окончания четырёх классов Николай, который родился в 1924 году, пошёл в конюхи. В 14 лет он трудился плугочистом. Начать трудовой путь с детства пришлось не от хорошей жизни.
Однако куда более страшным испытанием для Николая Кулакова, его родных и односельчан стала Великая Отечественная война. Одним из наиболее напряжённых и трагичных её моментов оказалась Сталинградская битва. Николай Кулаков был очевидцем боёв за Мамаев курган.
В боях за Сталинград Николай Павлович уцелел чудом. Он был счастлив оттого, что враг разбит и что в этом есть и его малая лепта. Несколько месяцев спустя он внёс вклад в разгром нацистов на Курской дуге, за что его представили к первой награде — медали «За боевые заслуги».
В том же 1943 году под Брянском Николая Кулакова контузило, но после лечения шофёр снова встал в строй и довёл свой фронтовой грузовик до Германии. Победу отделение, в котором он служил, встретило в десятке километров от Берлина.
Домой, в родное село Мацнево, Николай Павлович вернулся в марте 1947 года. Он снова стал работать трактористом, обзавёлся семьёй. С супругой Марией Васильевной у них народилось шестеро детей — два сына и четыре дочери.
Но едва жизнь начала налаживаться, как семью постигло несчастье — дотла сгорел дом, нажитое нелёгким трудом имущество, а с ними и все документы. Пришлось Кулаковым всё начинать заново, благо сельчане не оставили их в беде.
Восстановить военный билет помог земляк и боевой друг Александр Николаевич Кириллов. Родной совхоз выделил погорельцам небольшой домик в селе Юрловка. Сами супруги не бездействовали — трудились не покладая рук на производстве, держали подсобное хозяйство. Со временем им стали помогать повзрослевшие дети.
Мать большого семейства долгие годы работала в прачечной. Возможно, из-за постоянной сырости у неё развилось серьёзное заболевание лёгких, пришлось даже делать операцию.
Потеря супруги, а потом ещё и смерть одного из сыновей не лучшим образом сказались на самочувствии солдата. От перенесённых испытаний и старой контузии у Николая Павловича ухудшилось зрение, пропал слух. Он уже не мог без посторонней помощи управляться по дому.
За больным отцом ухаживала старшая дочь Людмила. Ветеран до последних дней жил в своём ветхом, покосившемся доме без удобств, который состарился вместе с хозяином. Получить денежную выплату на покупку нового дома, которую выдавали ветеранам, он не успел.
На счету Николая Кулакова не было громких ратных подвигов или карьерных достижений. Он был одним из миллионов простых тружеников войны, а затем долгие годы упорно работал ради восстановления и процветания Родины. Долг ныне живущих — помнить о таких скромных героях, как Николай Павлович, хранить то, что они создали и отстояли.