В интервью РИА «ТОП68» заместитель Главы Тамбовской области — министр финансов Любовь Третьякова рассказала об особенностях бюджетной политики в регионе.
— Любовь Петровна, на днях в сети Интернет появились публикации о якобы возросших расходах на исполнительную власть региона. Можете их прокомментировать? Так ли это и с чем это связано?
— Всё дело в том, что в этом году мы начали приводить бюджет области к федеральным стандартам, в соответствии с действующими требованиями. Поэтому расходы на аппарат Главы Тамбовской области стали считать по новой схеме. Если раньше средства на Главу и на его аппарат шли по разным строкам, то в этом году их сложили вместе. При этом сами расходы на оба направления не выросли, их только объединили. Как в школьной задаче, в которой две чашки компота переливают в большой стакан и кажется, что количество жидкости выросло, но математика говорит, что это не так. Дважды два не может быть пять. Сумма затрат на содержание Главы региона не выросла.
Поэтому попытки «рассказать», что расходы выросли… не более чем фейк, ну или авторы плохо учили математику в школе.
Стоит помнить, что содержание органов власти регулируется отдельным распоряжением Правительства РФ. И указанных там показателей приходится придерживаться, и максимально экономить. Так, за 2023 год на этом направлении получилось сэкономить 669,1 млн рублей. Эти деньги область направила на выполнение социальных обязательств, связанных в том числе с поддержкой семей военнослужащих участников СВО.
— Одна из важных тем. В последнее время на федеральном уровне много говорится о сокращении коммерческого долга регионов, насколько актуальна эта проблема для Тамбовской области и что делается у нас в этом направлении?
— Работа по сокращению долговой нагрузки на региональный бюджет идёт постоянно, и даёт свои результаты. Поэтому за счёт уменьшения расходов на обслуживание госдолга получается создать небольшой резерв.
По состоянию на 1 января 2020 года государственный долг бюджета Тамбовской области достиг более 19 млрд рублей, или 79,4 процента от налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области. При этом долг области на 80,1 процента состоял из коммерческой задолженности, и расходы на его обслуживание в 2019 году превысили миллиард рублей.
А с 2021 года по поручению Главы Тамбовской области Максима Егорова мы формируем и принимаем исключительно бездефицитный бюджет.
За 4 года удалось, не наращивая рыночные долговые обязательства, в значительной мере улучшить структуру долга: кредитный портфель на сегодняшний день на 85,3 процента состоит из бюджетных кредитов. В 2021–2022 годах долг перед кредитными организациями и держателями ценных бумаг замещён бюджетными кредитами, предоставленными из федерального бюддета. По решению Главы Тамбовской области Максима Егорова в 2023 году задолженность перед федеральным бюджетом и по ценным бумагам погашена за счёт дополнительных доходов бюджета Тамбовской области в размере 2,3 млрд рублей.
На начало текущего года государственный долг Тамбовской области без учёта кредитов, предоставленных на реализацию инфраструктурных проектов, и кредита на опережающее финансирование расходных обязательств, составил 17,3 млрд рублей, в том числе задолженность по рыночным долговым обязательствам значится в сумме 2,98 млрд рублей. В 2024 году расходы на обслуживание государственного долга составят 300 млн рублей. Это на 708,7 млн рублей, или в 3,4 раза, ниже фактических расходов 2019 года. Важно достигнутые результаты удержать! Это задача не только финансистов Тамбовщины.
Пик платежей по погашению государственного долга субъектов Российской Федерации приходится на 2025 год. Так, для Тамбовской области они составляют 5,2 млрд рублей, или 13,1% от налоговых и неналоговых доходов бюджета области.
Реальным стимулом и механизмом в решении этой проблемы будет объявленное 29 февраля 2024 года Президентом страны Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию списание 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам, что откроет для Тамбовской области новые перспективы развития.
— А есть ли какие-то дополнительные источники поступлений в региональный бюджет, которые позволяют решать насущные вопросы, в частности, связанные с проведением специальной военной операции?
— Да, такие дополнительные источники поступлений в региональный бюджет есть. С 2022 года для бюджетов субъектов Российской Федерации стали значимыми доходы от управления остатками средств на едином казначейском счёте.
Для увеличения ресурсов на счёте бюджета Тамбовской области мы привлекаем на него средства территориального фонда ОМС, а с 2023 года — доходы от платной деятельности всех областных автономных учреждений. Это решение увеличило среднедневной остаток на сумму около 1 млрд рублей.
Работа по управлению остатками средств на едином казначейском счёте обеспечила дополнительные поступления в 2022 году в размере 1,1 млрд рублей, в 2023 году — 873 млн рублей. Полученные ресурсы явились реальными источниками финансирования новых расходных обязательств по поддержке семей военнослужащих, участвующих в специальной военной операции.
В Тамбовской области установлены единовременные выплаты гражданам, призванным на военную службу в рамках частичной мобилизации, и гражданам, заключившим контракты о прохождении военной службы в воинских частях для участия в выполнении задач специальной военной операции, в случае гибели военнослужащего и при ранении в зависимости от его тяжести. Финансовое обеспечение этих расходов за счёт бюджета Тамбовской области составило за 2022 год 362,8 млн рублей, за 2023 год — 728,4 млн рублей.