Несколько дней назад не стало Алексея Борисовича Сироткина. Ветерану Великой Отечественной войны, Почётному гражданину Никифоровского района было 94. Он оставался одним из немногих участников Сталинградской битвы в Тамбовской области и последним из тех, кто проживал в Никифоровке. На его боевом пути – освобождение Донбасса, Крыма и Прибалтики.
Боевое крещение под Сталинградом
Когда началась война, Алёше Сироткину было всего 15. Родом он из села Ивановка, что сейчас в составе Озёрского сельсовета. Все мужчины, способные держать оружие, были призваны из села на фронт. Работать в колхозе остались только женщины, дети и старики. Воюющую страну нужно было всё так же обеспечивать продовольствием.
– Работали преимущественно вручную, сельскохозяйственной техники в то время практически не было. Не осталось и лошадей, их забрали для армии. Трудились от зари до зари. Отработанных часов тогда никто не считал, а выходных и праздничных дней в помине не было. Жили одной лишь мыслью: побыстрее одолеть ненавистного врага. А в том, что это произойдёт, никто не сомневался, — вспоминал Алексей Борисович.
В конце 1942 года Сироткина призвали на срочную службу в ряды Красной армии. В составе только что сформированного пополнения его направили в город Мелекесс Ульяновской области. Зачислили рядовым бойцом в отдельную миномётную роту 377 Западного полка.
После ускоренного курса подготовки вместе с другими молодыми бойцами Алексея Сироткина направили в распоряжение 267 стрелковой дивизии. Первым боевым крещением для него и стала битва за Сталинград.
– Как сейчас помню свою первую фронтовую ночь. Продрогшие и уставшие за день бойцы быстро окопались и затихли. Миномётчики подготовили огневую позицию для стрельбы из-за укрытия и тоже расположились на ночлег. Уснул быстро и спал безо всяких сновидений. Знал, что утром предстоит бой. И что он будет жестоким. Но то, что началось на рассвете, превзошло даже самые худшие ожидания. Это было похоже на ад. Земля содрогалась от разрывов снарядов. Огонь, дым, кровь, стоны раненых и умирающих... Эти незабываемые картины до сих пор стоят перед моими глазами, — рассказывал ветеран.
Сражение за Сталинград продолжалось 200 дней и ночей. Это были боевые действия на широком фронте от Воронежской области до Северного Кавказа. За это время районы города неоднократно переходили из рук в руки. Обе стороны несли большие потери.
Фото: yandex.kz
267 стрелковая дивизия поддерживала защитников Сталинграда со стороны Дона, участвовала в окружении наступавших на Волгу вражеских войск. Затем отбивала атаки пытавшихся прорвать окружение нацистов. Алексей Борисович вспоминал, как от напряжения и усталости он и его товарищи валились с ног. От непрерывной стрельбы накалялись миномёты. Казалось, этому кошмару не будет конца.
– Когда пришло сообщение о разгроме фашистов под Сталинградом и о пленении Паулюса, радости нашей не было границ! За освобождение Сталинграда наша 267 стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени. С этого момента она стала именоваться Краснознамённой, — с гордостью рассказывал Сироткин.
От Дона до Сиваша
После завершения Сталинградской битвы дивизия, в составе которой служил Алексей, участвовала в Ворошиловградской операции, во время которой советские войска 4-го Украинского фронта освободили значительную часть Донбасса.
Когда нацисты в феврале 1943 года перешли в контрнаступление, дивизия попала в окружение под Харьковом. Однако с боями из него удалось вырваться. А уже летом, в разгар сражения на Курской дуге, соединение участвовало в отвлекающем манёвре под Змиёвым.
К концу 43-го Красная армия освободила практически всю левобережную Украину и заняла плацдарм на Перекопском перешейке, заперев в Крыму немецкие войска. Вскоре на этот участок перебросили и 267 стрелковую дивизию, которая вошла в состав 51 армии. А в марте 1944 года Сироткина вместе с однополчанами 848 полка направили на плацдарм к югу от Сиваша, откуда предполагалось начать освобождение Крыма.
Фото: bookofhistory.ru
– Мне довелось участвовать в форсировании Сиваша. И вот что интересно: переправа через Сиваш осуществлялась, как и во времена Гражданской войны – вброд. Студёная, горько-солёная вода его, казалось, леденила не только тело, но и наши души. Было неимоверно тяжело и страшно. Ценой больших потерь, под непрерывным артиллерийским обстрелом мы сделали невозможное – перешли Сиваш, — вспоминал Алексей Борисович.
Об этом героическом событии ветерану напоминала благодарность, подписанная Верховным главнокомандующим Сталиным. Он бережно хранил её, как самую дорогую реликвию, до конца дней.
Однако с форсирования Сиваша для бойцов дивизии испытания в Крыму только начались. До апреля они держали оборону на плацдарме, отбивая атаки врага, который пытался прорвать блокаду перешейка. 10 апреля 1944 года 51 армия совместно с 19 танковым корпусом прорвали фашистскую оборону и освободили город Джанкой. Для врага его падение означало крах всей обороны в северной части Крыма.
В боях за Севастополь и Прибалтику
– 16 апреля мы вышли на подступы к Севастополю. Попытка с ходу прорвать фашистскую оборону успеха не имела, город был хорошо укреплён. Тогда командование фронта приняло решение нанести удар по врагу со стороны Сапун-Горы. Её крутые склоны были хорошо укреплены немцами, сплошь изрезаны траншеями, оборудованы дотами и дзотами. По ней проходило шесть линий траншей, прикрытых специальными сооружениями. Неприятель обстреливал нас из тяжёлых орудий и миномётов. Но другого пути для наступления не было, – так рассказывал Сироткин о событиях тех дней.
7 мая 44-го после полуторачасовой артподготовки начался общий штурм севастопольских укреплений. По словам Алексея Борисовича, столь массированного наступления не было даже под Сталинградом. Приходилось карабкаться по склонам горы через узкие проходы, проделанные сапёрами ночью в проволочных заграждениях и минных полях. Рядовые бойцы сделали почти что невозможное – вышли к вершине горы, водрузив на ней красный флаг. А к исходу дня полностью овладели этим плацдармом.
Фото: sevschoolfour.ru
– 9 мая был освобождён Севастополь, а ещё через три дня и весь Крым. Это стоило жизни многим моим боевым товарищам. Меня Бог берёг и миловал. Во время штурма Севастополя был контужен. Но через несколько дней вновь встал в строй. За освобождение города получил орден Красной Звезды и ещё одну благодарность, подписанную Верховным главнокомандующим товарищем Сталиным, — с гордостью вспоминал ветеран.
После полного освобождения Крыма он вместе с другими бойцами 267 дивизии освобождал Прибалтику. Сироткин сражался за освобождение Литвы и Латвии, участвовал в штурме городов Паневежис и Шауляй. За освобождение Шауляя награждён медалью «За отвагу». Здесь, в Прибалтике, для него и закончилась война.
Вернувшись домой, Алексей Борисович много трудился на предприятиях. Занимал различные ответственные должности – был секретарём райкома комсомола, избирался секретарём райисполкома, руководил производственным дорожным участком. Вёл активную общественную жизнь – пока хватало сил, участвовал в работе ветеранской организации, постоянно выступал перед школьниками.
Земляки в знак уважения к заслугам Алексея Борисовича Сироткина удостоили его в 2013 году звания Почётного гражданина Никифоровского района.