– Когда тебе 18, трудно понять, страшно – не страшно... Просто приспосабливаешься к предлагаемым обстоятельствам. Просто – надо. И всё! – рассуждает десантник.
Вячеслав Бугаёв вернулся с войны 35 лет назад, за четыре года до того, как из Демократической Республики Афганистан вывели советские войска. До призыва в армию он жил в деревне Смородиновка Никифоровского района. Закончив Знаменскую восьмилетку, учился в Тамбове на токаря. Занимался в школе ДОСААФ, три раза прыгнул с парашютом. Готовился к службе в армии. Повестка не заставила себя ждать – едва исполнилось 18, Вячеслав отправился на службу в Литву.
Полгода провёл в учебном полку. Оказался в числе отличников боевой и политической подготовки. Их, отличников, 40 человек из роты, однажды посадили в самолёт и отправили на чужую землю. То, что это Афганистан, они поняли сами, когда увидели окрестности.
Служил Вячеслав Бугаёв в окрестностях Кабула в 1-ой роте 357-ого парашютно-десантного полка. Полтора года, с октября 1983 по апрель 1985 года, длилась для него война. Принимал участие в боевых операциях по зачистке территорий, в основном в горах, от бандформирований. Выполнял задания по сопровождению колонн, охране стратегических пунктов.
– Брали укрепрайоны, где обосновались душманы. Считалось, что мы сопровождаем военных афганской армии. На деле было скорее наоборот. Сначала работала артиллерия, а потом приступали к делу мы, – рассказывает Вячеслав.
В одном из таких боёв его ранило осколками разорвавшейся гранаты.
– За несколько секунд многое можно успеть. Я увидел гранату и отвернулся. Потом взрыв, потеря сознания. Боевые товарищи на вертолёте отправили меня в госпиталь, где я и очнулся, – вспоминает десантник.
Осколки попали в голову, лицо. Бронежилет оказался разорван в клочья, но жизнь Вячеславу сохранил. Три недели в госпитале – и солдат снова в строю. Правда, ещё две недели проходил так называемую реабилитацию, то есть не участвовал в боевых операциях.
Фото, где Вячеслав запечатлён после ранения, он отправил родителям. О том, что произошло, родные не знали. А шрамы на маленьких чёрно-белых снимках разглядеть невозможно.
– Снимки из Афганистана сохранились только потому, что посылал их родным домой вместе с письмами. Всё, что было при себе, изъяли при таможенном досмотре по возвращении домой. А вот эти родители берегли. Где я служу, они поначалу не знали. Позднее сообщил, что я в Афганистане, охраняю объекты, – говорит воин-интернационалист.
За эти полтора года воин-интернационалист многое повидал. Но самое тяжёлое воспоминание – смерть и ранения своих боевых друзей. Тем более, как считает Бугаёв, большинство парней погибли даром. Слишком молоды, слишком неопытны были. Подготовки, которую прошли в «учебке», оказалось явно недостаточно.
– Правильно бросить гранату – это целая наука. Ею владели не все, кто оказывался в бою, – говорит десантник.
Но, несмотря ни на что, по его словам, самое яркое и волнительное воспоминание о войне – это, прежде всего, боевое братство. Надёжное плечо товарища. Поддержка, которую офицеры всегда оказывали своим подчинённым.
– Не надо о героизме, не было его. Мы просто выполняли долг. А боевое братство – это святое. Вот об этом напишите, – предлагает Вячеслав.
Нежелание воина-интернационалиста рассказывать о боевых заслугах можно понять. Но о них красноречиво свидетельствуют медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды, которые украшают его грудь.
Демобилизовался Вячеслав Бугаёв в звании сержанта. Выбрал для себя одну из самых мирных профессий – строителя. В скором времени влюбился и женился, получил квартиру от строительной организации, в которой работал. В семье появились двое сыновей. Жизнь пошла своим чередом. Всему нашлось в ней место: как говорится, дерево посадил, сыновей вырастил, а уж дома строить – так это дело всей его жизни.
До сих пор Вячеслав созванивается со своими сослуживцами. Правда, с теми, кто далеко, встретиться пока не удалось. Но он верит, что это обязательно произойдет, и все вместе они вспомнят о своём боевом братстве, которое помогло им выжить.