На аэродроме Никифоровка Тамбовской области 15 августа 1943 года состоялась торжественная передача именного самолёта Ли-2 «Устюжанин» 1 гвардейскому авиаполку дальнего действия. Машину построили на деньги, которые собрали земляки штурмана полка, Героя Советского Союза Василия Чистякова.
делегация Устюженского района с лётчиками на аэродроме Никифоровка, август 1943 года
Родился будущий лётчик на Вологодчине в крестьянской семье. Первые годы жизни провёл в деревне Балахтимерево Устюженского района, где проживали его родственники. Свою трудовую деятельность Василий Чистяков планировал связать с лесным хозяйством, даже окончил лесотехническую школу. Однако в 1930 году его призвали в армию.
Вскоре Василий Чистяков поступил в Тамбовскую объединённую кавалерийскую школу. Но позже его зачислили на штурманское отделение Ейского лётного училища, так как проходившей модернизацию Красной Армии требовалось всё больше грамотных авиационных специалистов.
Училище Василий Чистяков окончил в 1935 году и получил звание лейтенанта. Его назначили штурманом в полк тяжёлых бомбардировщиков, который базировался в Ростове-на-Дону. К началу Великой Отечественной войны он уже стал одним из наиболее опытных лётчиков 1 авиаполка дальнего действия.
Начало войны застало Чистякова в Смоленске. С первых её дней он участвовал в боевых операциях, в которых проявил себя с самой лучшей стороны. Свои качества штурмана Чистяков продемонстрировал во время операции по уничтожению вражеского аэродрома в городе Борисов.
Герои Советского Союза Фёдор Степанов и Василий Чистяков перед вылетом на боевое задание
Самолёты нацистов, которые там базировались, доставляли много неприятностей советским войскам. Однако уничтожить аэродром, прикрытый мощной противовоздушной обороной, не удавалось. Старые бомбардировщики ТБ-3 мало что могли противопоставить немецким зенитным орудиям и истребителям.
Советское командование решило устроить налёт на аэродром ночью. Но при тогдашних средствах навигации точно вывести на цель достаточное количество бомбардировщиков представлялось крайне сложной задачей. Решить её поручили Василию Чистякову.
Машина, в составе экипажа он состоял в качестве штурмана, вылетела раньше остальных. Требовалось сбросить на аэродром осветительные бомбы и тем самым указать цель другим бомбардировщикам. Чтобы преодолеть вражескую ПВО, Чистяков предложил зайти с тыла, откуда нацисты нападения не ожидали.
Решение оказалось удачным. Штурман вывел незамеченный противником самолёт на цель. Экипаж машины сбросил осветительные бомбы точно на аэродром, а затем сумел совершить второй удачный заход и увести машину из-под плотного огня зениток.
– В этом аду огня и света стало действительно страшно. Видимо, только паника, вызванная нашим неожиданным появлением, спасла. Каким-то чудом нам удалось вырваться из этой зоны. Второй заход был ещё труднее. Но нам удалось сбросить и вторую серию бомб. А тут подоспели бомбардировщики, и немцам стало уже не до нас. Боевая задача была выполнена. Аэродром разрушен. Противник понёс большие потери, – вспоминал Василий Чистяков.
слева направо: Фёдор Степанов, Павел Морозов, Василий Чистяков
За образцовое выполнение боевых заданий, личное мужество и героизм 20 июня 1942 года Василию Чистякову присвоили звание Героя Советского Союза. Известие об этом очень обрадовало его земляков из Устюженского района и вызвало у них неподдельную гордость. Жители решили собрать деньги на новый самолёт для своего героя.
– Земляки Героя Советского Союза Василия Чистякова из города Устюжна Вологодской области собрали 140 тысяч рублей и обратились с письмом к Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину с просьбой построить самолёт для своего земляка. Просьба их была удовлетворена, и на заводе в Ташкенте построили самолёт ЛИ-2, которому было присвоено название «Устюжанин», – пишет в своих мемуарах однополчанин Чистякова Александр Боднар.
Самолёт ЛИ-2 советские конструкторы разработали на основе американских машин DC-3 «Дуглас», но с учётом отечественных материалов, возможностей промышленности и условий эксплуатации. Этими машинами стали заменять устаревшие ТБ-3. Использовались они в качестве бомбардировщиков, десантных и транспортных самолётов.
Новый самолёт перегнали на аэродром Никифоровка, где в то время базировался 1 гвардейский авиаполк дальнего действия. Для передачи его лётчикам прибыла делегация Устюженского района, в которую вошёл и отец героя Михаил Чистяков. Личный состав части построили на взлётном поле для торжественного митинга. Эта встреча взволновала как устюжан, так и лётчиков.
построение личного состава 1 гвардейского авиаполка дальнего действия для торжественной передачи именного самолёта
– Особенно запомнились мне слова отца. Обнял он меня, ткнулся в грудь седой головой и сказал мне, чтобы я гордился оказанной честью и был её достоин, – вспоминал Василий Чистяков.
Василий Чистяков со своим отцом Михаилом Архиповичем
Вскоре состоялся первый боевой вылет «Устюжанина». Экипаж, в составе которого находился Василий Чистяков, нанёс удар по врагу в районе города Харькова. Однако летать на именной машине хотели многие, и уже в октябре на счету «Устюжанина» было около 30 боевых вылетов.
Вскоре 1 гвардейский авиаполк дальнего действия перебросили на Ленинградский фронт. Экипажи бомбардировщиков наносили удары по нацистским войскам, осаждавшим город. Во время одного из вылетов фюзеляж и стабилизатор «Устюжанина» пробили осколки вражеского снаряда, но повреждения оказались незначительными, и машина осталась в строю. Однако, к сожалению, боевой путь именного бомбардировщика оказался недолгим.
– В 1944 году самолёт при уходе от истребителей противника из-за резких манёвров на большой скорости получил деформацию обшивки плоскостей. С таким дефектом летать на боевое задание он уже не мог и был передан в Оренбургское военное авиационное училище для обучения лётчиков, – вспоминает Александр Боднар.
День Победы гвардии подполковник Василий Чистяков встретил в Польше. На тот момент на его счету был 221 успешный боевой вылет. Штурман после войны продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР и вышел в отставку в 1958 году. После этого он жил в Воронеже, где и скончался в 1984 году. Однако имена Василия Чистякова и его самолёта «Устюжанин» навсегда остались вписанными в историю Тамбовской области.