Специального поста непосредственно перед праздником Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября не установлено.
В православной традиции однодневные посты перед двунадесятыми праздниками (к которым относится и Рождество Богородицы) не предусмотрены. Устав предписывает, наоборот, отмену поста накануне этих праздников, если он выпадает на среду или пятницу — традиционные постные дни. Так как в 2025 году праздник выпадает на субботу, в пятницу традиционно разрешается рыба, чтобы подготовиться к великому празднику с радостью.
Рождество Пресвятой Богородицы — один из ключевых православных праздников, символизирующий начало исполнения божественного замысла о спасении человечества. Его история основана на церковном Предании, восходящем к апокрифическому Протоевангелию Иакова (II век).
Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, долгие годы оставались бездетными, что в ветхозаветной традиции воспринималось как знак богооставленности. Несмотря на общественное порицание и духовные страдания, супруги не отчаивались и продолжали усердно молиться. Их молитва была услышана: ангел возвестил Анне о предстоящем рождении дочери, которой суждено стать Матерью Спасителя.
Рождение Пресвятой Девы стало не только исполнением чаяний двух праведников, но и событием общечеловеческого масштаба — оно ознаменовало приближение эры Нового Завета.
Местом рождения Богородицы традиционно считается Иерусалим. Сегодня на этом месте расположен монастырь святой Анны с подземной криптой, отождествляемой с остатками дома Иоакима и Анны.
Рождество Пресвятой Богородицы — один из поздних по времени установления церковных праздников. Его более позднее появление связано с отсутствием подробностей о земной жизни Девы Марии в канонических текстах Евангелий.
Историография предлагает несколько версий возникновения праздника. Ранние упоминания на Востоке относят к V веку — в трудах константинопольского архиепископа Прокла. Более достоверные свидетельства датируются серединой VI века и включают богослужебные гимны византийского гимнографа Романа Сладкопевца.
Окончательное закрепление праздника в церковном календаре произошло в Византийской империи в период VI–VII веков по распоряжению императора Маврикия. Это способствовало укреплению почитания Богородицы в христианской традиции.
Литургия и богослужения
Краткое песнопение (кондак), созданное для праздника Рождества Богородицы Романом Сладкопевцем, не сохранилось. В современной богослужебной практике используется тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево», вероятно созданный в V–VII веках.
Литургический корпус праздника также включает:
* второй канон Андрея Критского (VII в.);
* стихиры патриарха Германа Константинопольского (VIII в.);
* первый канон Иоанна Дамаскина (VIII в.);
* стихиры Стефана и Сергия Святоградцев (IX в.);
* канон на предпразднство Иосифа Песнописца (IX в.).
В проповедях на Рождество Пресвятой Богородицы священнослужители традиционно выделяют несколько ключевых смыслов:
* Начало спасения. Рождение Девы Марии рассматривается как первый акт в цепи событий, ведущих к воплощению Спасителя. Оно знаменует поворотный момент в истории отношений Бога и человека.
* Торжество веры и терпения. История родителей Богородицы, праведных Иоакима и Анны, служит примером стойкости в молитве и упования на Божию волю даже после долгих лет испытаний бесплодием.
* Богоизбранность и смирение. Подчёркивается, что избрание Девы Марии для великой миссии было связано с глубоким смирением и праведностью Её и Её семьи.
* Связь Ветхого и Нового Заветов. Рождение Богородицы символизирует завершение эпохи Ветхого Завета и приготовление мира к приходу Мессии.