В селе Лавы Липецкой области, которое от города Ельца отделяет река Сосна, стоит монумент на братской могиле, где захоронены красноармейцы, погибшие в боях Великой Отечественной войны. Среди имён, увековеченных на мемориале, Александра Сергеевна Чуканова.
Дату её гибели, 20 июня 1943 года, удалось установить на основе материалов сайта «Память народа» по списку похороненных в братской могиле. Других документов, которые могли бы пролить свет на боевой путь Александры Чукановой, там нет.
«В течение 20 июня на фронте существенных изменений не произошло», — гласит сводка Совинформбюро на эту дату.
Один из тех дней войны, когда фронт существенно не перемещался ни на восток, ни на запад, не совершались грандиозные танковые прорывы, не освобождались города и не попадали в «котлы» вражеские части. Но и в такие дни на всём протяжении фронта, от берегов Баренцева моря до Кавказских гор, сражались, выживали и погибали люди, которые освобождали Родину от нацистов.
Селу Лавы, можно сказать, повезло. Под немецкой оккупацией оно было всего неделю — со 2 по 9 декабря 1941 года. Однако за эти короткие дни нацисты успели убить часть мирных жителей, устроить тотальный грабёж и попытались угнать отобранный у населения скот.
Последнее, правда, грабители в погонах сделать не сумели. Благодаря мужеству и находчивости нескольких местных жителей, которых оккупанты назначили погонщиками, животных удалось отогнать в безопасное место, а затем вернуть владельцам.
Части Красной армии выбили врага из села в ночь с 8 на 9 декабря и оттеснили на юг и запад во время Елецкой наступательной операции. Однако до 1943 года село Лавы оставалось в прифронтовой полосе.
В летние дни 1943 года советское командование стягивало силы к Курской дуге. Лишь после победы в Курской битве и наступления на других направлениях Елецкий район перестал быть прифронтовой зоной. А в июне неподалёку от села Лавы ещё шли бои, падали бомбы и на местное кладбище привозили хоронить павших бойцов, в числе которых оказалась и 19-летняя Шура Чуканова из никифоровского села.
По сведениям, которые нашла и опубликовала на сайте «Бессмертный полк» Олеся Харина, Александра ушла на фронт добровольцем, после короткого обучения военному делу. Хотела воевать наравне с мужчинами.
В какой части она служила, точно выяснить нам пока не удалось. Известно лишь звание — рядовая. Одна из миллионов простых бойцов Рабоче-крестьянской Красной армии, которые отдали жизнь в борьбе с нацизмом.
Как установили липецкие краеведы, всего в братской могиле в селе Лавы покоятся 23 бойца, среди которых несколько женщин. Там похоронены как воины, освобождавшие село в декабре 1941 года, так и зенитчицы, чьи позиции размещались в соседней деревне Казинке в более позднее время.
Можно предположить, что Александра Чуканова была одной из зенитчиц и погибла во время отражения налёта вражеской авиации. Но с полной уверенностью утверждать это пока нет оснований.
Родственникам удалось отыскать только одну фотографию Шуры, подвигом которой они заслуженно гордятся. Олеся Харина отметила, что снимок хранился у дочери и внучки Анны Сергеевны — Эльвиры и Анжелы. А сведения о братской могиле и её точный адрес нашёл Олег, внук Клавдии Сергеевны.
В годы войны из нынешнего Никифоровского округа на фронт ушли тысячи защитников Родины. В каждом селе, каждой деревне были те, кто уже никогда не возвратился домой. Село Сычёвка — не исключение. Почти все его жители, которые не вернулись с войны, мужчины. Шура Чуканова — единственная жительница села, отдавшая жизнь в бою с врагом.