Лента новостей
Общество5 июня 2020, 18:03

В годы войны эвакуированный со Смоленщины детский дом нашёл пристанище в Никифоровском районе

Фото: из архива Кардымовского детского дома, Анна Попова, Валентина Гераськина
Фото: из архива Кардымовского детского дома, Анна Попова, Валентина Гераськина

Чтобы спасти от наступавших с запада нацистов, воспитанников Кардымовского детского дома, что в Смоленской области, вывезли в Тамбовскую в июле 1941 года. 192 детей и воспитателей поселили в здание начальной школы в селе Екатеринино Никифоровского района, где они и жили до конца войны.


Эвакуация под обстрелом

– Когда началась война, мне было 14 лет. В памяти всё свежо: начало войны, эвакуация под обстрелом, бомбежками, 112 километров поход до Ельни, невыносимая жара, посадка под обстрелом с воздуха в эшелон, прибытие на станцию Никифоровка Тамбовской области, 15 километров марш до села Екатеринино, где выделили для нас старую 2-х этажную неотапливаемую школу. Слава Богу, никто из нас не пострадал, все дошли до места, благодаря тому, что рядом с нами были наши воспитатели, – вспоминала бывшая воспитанница Кардымовского детдома Коммунара Мирошниченко.

В годы войны эвакуированный со Смоленщины детский дом нашёл пристанище в Никифоровском районе

В Екатеринино детдомовцам постарались обеспечить наилучшие условия. Беда в том, что возможности для этого оказались невелики. Их разместили в здании начальной школы, которое не было приспособлено для жизни почти двух сотен человек. Помещения в спешном порядке освободили от учебного оборудования и школьной мебели.

– В селе была средняя школа, и штат её преподавателей пополнился группой очень опытных квалифицированных учителей, эвакуированных из Брянска. Да и местные учителя, как я теперь понимаю, были вполне «на высоте». А вот радио в селе не было. Правда, был единственный телефон на почте, по которому в семь часов утра можно было прослушать сводку Информбюро. Это стало моим ежедневным занятием вплоть до 9 мая 1945 года, – писал бывший детдомовец, доктор юридических наук, профессор Виктор Тененбаум-Мушинский.

На новом месте возникли проблемы с обеспечением продуктами питания, топливом, одеждой, постельным бельём. Первая военная зима, по воспоминаниям бывших детдомовцев, стала для них голодной и холодной. Екатерининцы, которые и сами жили несладко, помогали ребятам чем могли.

– Мы крепко сдружились с двумя девочками из числа воспитанниц детдома. Звали моих подружек Станислава Сабино и Фрося Чубарева. Каждый день мы вместе шли из школы, по дороге заходили к нам домой, и мама их кормила. Первое время после эвакуации детдомовцам приходилось очень тяжело, а наш колхоз мало чем мог помочь. Поэтому многие жители села старались поддержать их, подкормить, хотя сами жили очень трудно и недоедали, – рассказывает жительница села Екатеринино Мария Золотова.

В годы войны эвакуированный со Смоленщины детский дом нашёл пристанище в Никифоровском районе


По методу Макаренко и Малявко

История Кардымовского детского дома началась в сентябре 1920 года. Его открыли для ребят-беспризорников, которых в результате гражданской войны появилось немало. Располагалось учреждение близ станции Кардымово в Смоленской области.

В 1921 году в детдом привезли детей из Поволжья, где разразился голод. Они оказались сильно истощены, но в детдоме сумели быстро их откормить. В учреждении уже имелось налаженное хозяйство: фруктовый питомник, пасеки, птичник, парники.

Основатель и первый директор Кардымовского детдома Марк Романович Малявко был сторонником создания при детских домах подсобного хозяйства. Причём обязательно образцового, где применялись наиболее передовые на тот момент методы и технологии, использовались новейшие достижения науки и техники.

В годы войны эвакуированный со Смоленщины детский дом нашёл пристанище в Никифоровском районе

Воспитание трудом помогало детям научиться самостоятельности, получить начальные профессиональные навыки. Благодаря этому воспитанники детдома покидали его стены вполне сформировавшимися личностями, многие из них впоследствии стали хорошими специалистами в различных отраслях – педагогами, работниками культуры, учёными, военными и управленцами.

К 1940 году Кардымовский детский дом представлял собой целый городок: новое общежитие, клуб, мастерские, дом для внешкольных занятий. Работали кружки для изучения радиотехники, киноаппаратуры. Успеваемость воспитанников в школьных предметах приближалась к 100 процентам. Они активно участвовали и в работе пионерской и комсомольской организаций. Действовали собственная электростанция, мельница, театр, библиотека, огромный огород. В детдоме имелся грузовой автомобиль, водить который обучались все воспитанники 8-10 классов.

В годы войны эвакуированный со Смоленщины детский дом нашёл пристанище в Никифоровском районе

Перед войной подсобное хозяйство учреждения давало почти сто тысяч рублей дохода. Это много – средняя зарплата в 1940-м году составляла 339 рублей. Под руководством педагогов детдомовцы выращивали большие урожаи овощей, яблок, груш и слив. Получали мёд с собственной пасеки. Содержали 25 дойных коров симментальской породы, отару тонкорунных овец, свиней, кур и лошадей.

Продукция хозяйства направлялась в столовую, а часть её продавалась государству. На вырученные средства приобретали дополнительное учебное оборудование, инструменты и многое другое. Кардымовский детдом трижды участвовал во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, получал призы.

Но всё созданное трудом работников и воспитанников детского дома в одночасье уничтожила война. Смоленская область находилась в направлении главного удара нацистов, которые рвались к Москве. В этих условиях перед руководством детдома стояла одна задача – спасти детей. Их на тот момент в детдоме насчитывалось 152 человека.

В годы войны эвакуированный со Смоленщины детский дом нашёл пристанище в Никифоровском районе


Их вклад в Победу

Директор детдома Марк Малявко и на новом месте, в никифоровском селе Екатеринино, рук не опустил. Все вместе – и коллеги, и воспитанники энергично взялись за дело. Постепенно жизнь детского дома налаживалась. Для него выделили 4,5 гектара пахотной земли и 10 гектаров сенокосов. Весной ребята под руководством педагогов разбили огород. Выращивали картошку, капусту, огурцы и другие овощи, которые затем отправлялись в общую столовую.

Мария Золотова рассказывает, что огород у детдомовцев выделялся ухоженностью, а выращенные на нём овощи вызывали восхищение у жителей села. Дети были очень трудолюбивыми. Благодаря этому сумели не только наладить собственный быт, но и активно помогали местным жителям. К примеру, подруги Маши Станислава и Фрося помогали им с матерью полоть картошку, просо и выполняли другие работы в личном подсобном хозяйстве. Так они стремились выразить свою благодарность за поддержку и доброе отношение.

– Воспитанники в годы войны оказывали большую помощь семьям фронтовиков: помогали копать огороды лопатами, сажать картофель, присматривали за маленькими детьми, выполняли разную работу по дому, трудились на колхозных полях: собирали колоски, подносили снопы к скирдам, — вспоминала одна из воспитанниц детдома Мария Морозова.

Работая на полях местных колхозов и совхозов детдомовцы оказывали очень ценную помощь при уборке урожая. Ведь почти все мужчины трудоспособного возраста в селе сражались на фронте.

В годы войны эвакуированный со Смоленщины детский дом нашёл пристанище в Никифоровском районе

При этом ребята не забывали об учёбе и занятиях творчеством. Они отличались хорошей успеваемостью и высокой дисциплиной, занимались художественной самодеятельностью. По воспоминаниям Марии Золотовой, в детдоме был хороший музыкальный руководитель, и многие дети пели в хоре. Её подруга Станислава вместе со своей младшей сестрой Яной выступали на концертах с акробатическим номером.

Воспитанники регулярно устраивали музыкальные выступления для колхозников, лётчиков с располагавшегося неподалёку военного аэродрома, выезжали для выступлений в госпитали, где лечились раненые бойцы Красной армии.

– Помню, как мы приехали в Тамбов. Нас привели в военный госпиталь, в большой зал, где была небольшая сцена, и попросили, чтобы мы выступили перед ранеными. В это время стали собираться раненые, которые могли прийти. В зале воцарилась тишина. А когда мы выступали, то у многих на глазах были слёзы, а мужчины и женщины плакали, вспоминая родных и близких, которые остались за линией фронта, – рассказывала Мария Морозова.

В годы войны эвакуированный со Смоленщины детский дом нашёл пристанище в Никифоровском районе


После войны

Когда советские войска освободили от врага Смоленскую область, Марк Малявко с частью коллег уехал в Кардымово. Им пришлось с нуля восстанавливать разорённое оккупантами хозяйство. Воспитанники детского дома ещё некоторое время оставались в Екатеринино, а затем тоже вернулись в Кардымово. Туда же стали поступать новые сироты – дети погибших фронтовиков и партизан. В конце войны в детдом собрали 624 ребёнка, среди них – 60 дошколят.

– К сожалению, после возвращения детского дома обратно в Смоленскую область наша связь с Фросей и Станиславой прервалась. Не знаю, что сталось с ними потом. Однако помню, что одна из старших воспитанниц, которую звали Лена Красовская, вышла замуж и осталась в Екатеринино. Она родила двух дочерей, но, к несчастью, умерла молодой, — говорит Мария Золотова.

В годы войны эвакуированный со Смоленщины детский дом нашёл пристанище в Никифоровском районе

Возвратившиеся на Смоленщину детдомовцы восстановили фруктовый сад и даже расширили его, посадив ещё две сотни деревьев. В 45-ом получили от государства 32 коровы, 10 свиней и пять лошадей. Марк Малявко руководил детдомом до самой своей смерти в 1950 году. Детище всей его жизни продолжало действовать до недавнего времени. Но несколько лет назад, судя по сообщениям смоленских СМИ, в результате оптимизации детский дом прекратил своё существование.

В Екатеринино детдом тоже продолжал существовать до 1960-х годов. Это уже было самостоятельное учреждение, но по привычке его долгое время продолжали называть «Кардымовским». Впоследствии, когда война осталась далеко в прошлом, число сирот в стране сильно уменьшилось, и детдом закрыли. Здание, где он размещался, передали сельской участковой больнице, которая долгое время считалась одной из лучших медицинских организаций в районе.

В годы войны эвакуированный со Смоленщины детский дом нашёл пристанище в Никифоровском районе