Лента новостей
Статья7 ноября 2022, 15:05

История одной фотографии. Герой, лишённый отчества

На снимке, который был сделан в июле 1943 года, запечатлено печальное событие — лётчики 1-го гвардейского авиаполка дальнего действия хоронят боевого товарища. Могила борттехника Тихона Коряки сохранилась в посёлке Дмитриевка до настоящего времени, однако отчество героя на надгробии указано неверно.

Похороны Тихона Коряки. Никифоровка, июль 1943 года
Похороны Тихона Коряки. Никифоровка, июль 1943 годаФото: архив Виктора Алёшина / retrovtap.ru

На плите одной из могил мемориала в сквере на улице Первомайской посёлка Дмитриевка написано: «Коряка Тихон Иванович, 1914-1943». На самом деле захороненного там человека звали Тихон Федотович. Он был техником-лейтенантом 1-го гвардейского авиаполка дальнего действия, который в 1942–1943 годах базировался на аэродроме Никифоровка.

Подробности биографии Тихона Коряки выяснил ветеран авиации, гвардии подполковник Виктор Алёшин, который занимается исследованием и сохранением истории авиационных частей.

Почётный караул у могилы Тихона Коряки. 9 мая 2022 года
Почётный караул у могилы Тихона Коряки. 9 мая 2022 годаФото: Дмитрий Хатунцев
— Отчество борттехника было Федотович, а не Иванович. Фамилия в документах пишется, как и на памятнике в Дмитриевке, через «о» — Коряка. Родственники утверждают, что её следует писать через «а», однако в первую очередь опираться нужно на документальные свидетельства,
пояснил Виктор Алёшин.

Родился Тихон Коряка в 1914 году в селе Белики нынешнего Кобеляцкого района Полтавской области. Всего в бедной крестьянской семье было 12 детей. Советское государство дало им возможность получить образование и кардинальным образом изменить жизнь. Тихон Коряка учился в школе, в 1932 году окончил два курса Педагогического техникума.

С 1936 года он проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Тихона Коряку зачислили курсантом в Школу младших авиационных специалистов при 9-й Военной школе лётчиков и лётчиков-наблюдателей в городе Харькове. После окончания школы его назначили на должность моториста, а несколько месяцев спустя присвоили звание старшины.

Ремонт двигателя самолёта ТБ-3
Ремонт двигателя самолёта ТБ-3Фото: архив Виктора Алёшина / retrovtap.ru
— Когда дедушка пошёл служить в армию, то сказал моей бабушке Вере Андреевне, что если она его дождётся, то он на ней женится. Отслужил в армии, потом — училище. Ждала бабушка в общей сложности 8 лет. После того, как поженились в 1937 году, жили в Харькове. Моя мама, Тамара Гончаренко, родилась в том же 1937 году, а дядя Толя — в 1938-м,
вспоминала внучка борттехника Лидия Щербакова.

В феврале 1939 года Тихона Федотовича назначили на должность младшего авиатехника 9-й школы лётчиков, присвоили воинское звание младшего воентехника. А в ноябре назначили на должность младшего бортового техника.

— В июне 1941 года бабушка с дедушкой, детьми и семьёй друзей приехали в село в отпуск. Через неделю началась Великая Отечественная война. Бабушка с детьми осталась в селе с родителями деда, там и пережили оккупацию,
сообщила в переписке с Виктором Алёшиным Лидия Щербакова.
Тихон Коряка в 1939 года. На правом снимке — с родственниками
Тихон Коряка в 1939 года. На правом снимке — с родственникамиФото: архив Виктора Алёшина / retrovtap.ru

Тихон Федотович вернулся по месту службы, а в сентябре 1941 года в связи с наступлением немецких войск его эвакуировали в Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров.

В феврале 1942 года Коряка прибыл в 1-й авиаполк дальнего действия на должность бортового авиатехника самолёта ТБ-3, вскоре получил звание техник-лейтенант. В том же году переучился на Ли-2. А к лету 1943 года его назначили техником звена.

Лётчики полка наносили бомбовые удары по позициям и коммуникациям нацистов под Воронежем и Курском, Смоленском и Брянском, Харьковом и Сталинградом. Забрасывали десантников, доставляли грузы для партизанских отрядов, вывозили раненых. Коряка продолжал летать в составе экипажей в качестве борттехника. Всего он совершил более 100 боевых вылетов и каждый раз возвращался из них живым.

Погрузка десантируемых грузов в самолёт Ли-2
Погрузка десантируемых грузов в самолёт Ли-2Фото: архив Виктора Алёшина / retrovtap.ru

Жизнь борттехника оборвалась на аэродроме Никифоровка 9 июля 1943 года по нелепой случайности. Во время ремонта самолёта Ли-2 Тихон Федотович находился в нише, в которую при взлёте убирается шасси.

При подаче давления в гидросистему предохранитель, который предназначен для предотвращения складывания шасси во время стоянки на земле, не сработал. Вероятно, Тихон Федотович забыл его установить или проверить установку, которую должен был произвести другой техник. Шасси убралось в нишу, где в этот момент находился Коряка. Он погиб на месте.

Вдова Тихона Коряки Вера Андреевна
Вдова Тихона Коряки Вера АндреевнаФото: архив Виктора Алёшина / retrovtap.ru
— О гибели дедушки семья долгое время не знала. Весной 1944 года почему-то пришло извещение, что он пропал без вести. Бабушка до конца не верила в его гибель, посылала запросы. Ответ был одинаков: «пропал без вести». Только в 1975 году бабушку нашли красные следопыты из Никифоровки. Но на могилу к деду она не поехала. Думаю, потому, что верила — живой,
поделилась воспоминаниями Лидия Щербакова.

Храброго борттехника с почестями похоронили в центре будущего посёлка, а позднее перезахоронили в сквере рядом с другими героями. Правда, отчество на могильной плите почему-то оказалось искажено, хотя в именном списке потерь, наградных списках и других документах он числится под именем Тихон Федотович Коряка. Ошибка на плите до сих пор не исправлена.

Учётно-послужная карточка Тихона Коряки
Учётно-послужная карточка Тихона КорякиФото: ЦАМО РФ / pamyat-naroda.ru
Автор:Дмитрий Хатунцев