Лента новостей
Статья4 декабря 2022, 15:05

«Решил показать класс технарю, но переборщил». В 1943 году на аэродроме Никифоровка разбился истребитель

Катастрофа произошла 24 сентября. Истребитель МиГ-3, за штурвалом которого находился майор Пётр Кононович Лукин, врезался в землю. Вместе с пилотом погиб авиамеханик Николай Ильич Игнатов.

Пётр ЛукинФото: retrovtap.ru

Пётр Лукин воевал в должности командира истребительной авиаэскадрильи, в обязанности которой входило прикрытие бомбардировщиков на аэродроме и во время боевых вылетов. В Никифоровке в 1942–1943 годах размещались экипажи двух бомбардировочных частей — 1-й гвардейский авиаполк дальнего действия и 3-й тяжелобомбардировочный авиаполк 53-й авиадивизии. Именно их прикрывала эскадрилья майора Лукина.

— Истребитель МиГ-3 командира эскадрильи потерпел катастрофу над аэродромом Никифоровка во время учебного полёта. Видимо, это была спарка, поскольку вместе с Петром Лукиным погиб ещё и авиамеханик 1-го гвардейского авиаполка Николай Игнатов, который летал пассажиром,
отметил хранитель истории авиачасти подполковник Виктор Алёшин.
Лётчики возле истребителя МиГ-3Фото: www.airwar.ru

Помимо сухих строчек в документах военных лет Виктор Алёшин располагает ещё одним источником. Это свидетельство покойного ветерана Великой Отечественной войны, штурмана 1-го гвардейского авиаполка дальнего действия полковника Александра Боднара, с которым они дружили много лет и вместе восстанавливали историю авиачасти.

— Боднар называл причиной катастрофы воздушное хулиганство. Вероятно, командир эскадрильи решил «показать класс» технарю, но переборщил. При этом Александр Николаевич добавлял, что Лукин лётчик был хороший, демонстрировал настоящий пилотаж над аэродромом…
поделился воспоминанием Виктор Алёшин.
Николай ИгнатовФото: retrovtap.ru

Чрезмерная уверенность в своих силах, видимо, и подвела лётчика. Однако Пётр Лукин имел для неё причины — это был опытный пилот, кадровый офицер Рабоче-крестьянской Красной армии. Он впервые поднял в воздух крылатую машину более чем за десятилетие до начала войны.

Родился Пётр Лукин в деревне Рябы на территории нынешней Тверской области. В 1917 году окончил церковно-приходскую школу в соседнем селе Бобровка. На этом его образование, скорее всего, и закончилось бы, но в стране произошла революция, и перед сыном крестьянина-бедняка открылись новые возможности.

В 1923 году Пётр Лукин уже в сибирском городе Канск, где окончил 6 классов Трудовой школы. В 1927 году его призвали в армию и направили в полковую школу связистов. Год спустя он вступил в ряды Коммунистической партии.

В стране завершался период НЭПа, начала создаваться современная промышленность. Бурно развивалась авиация — как гражданская, так и военная. Требовалось большое количество лётных кадров. Поэтому в 1929 году Петра Лукина направили в Объединённую школу лётчиков и авиатехников в городе Вольске, а впоследствии перевели в Военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени Ворошилова, которая находилась в городе Оренбурге.

Курсанты Объединённой школы лётчиков и авиатехников в ВольскеФото: iskateli64.ru

По окончании учёбы Петру Лукину присвоили звание лейтенанта и назначили инструктором — обучать лётному делу младших товарищей. Очевидно, что он уже тогда проявил себя как отличный пилот, кому попало преподавать не доверили бы.

До 1939 года Пётр Лукин служил в должности инструктора-лётчика, а затем и командира звена в лётных школах в Оренбурге, Харькове, а затем в лётном училище в Чугуеве. Но на этом он не остановился, и поступил на Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования. После их окончания капитана Лукина назначили командиром истребительной эскадрильи учебного полка Высших авиационный курсов штурманского состава.

Командиром 4-й истребительной эскадрильи 53-й авиадивизии Лукин стал весной 1942 года. Летом того же года подразделение передислоцировали на аэродром Никифоровка, где спустя год с небольшим и оборвалась жизнь лётчика. Действительно ли причиной катастрофы стала излишняя самоуверенность, или подвела техника, мы вряд ли узнаем.

Миг-3 на бреющем полётеФото: www.airwar.ru

В посёлке Дмитриевка живёт человек, который был свидетелем падения самолёта Лукина. Это Николай Конобеев, который в 1943 году учился в школе. В тот день они с одноклассником — приёмным сыном одного из лётчиков — играли после школы на поле подсолнечника неподалёку от аэродрома. МиГ-3 упал на их глазах.

— Истребитель кружил над аэродромом, переворачивался кверху брюхом, выравнивался, снижался, а потом снова взмывал в небо. Мы с другом сделали из стеблей подсолнечника «ружья» и принялись «обстреливать» самолёт. Кричали наперебой: «Смотри, попал! Нет, я попал!» И вдруг самолёт ушёл вниз и больше не поднялся. Раздался громкий звук от падения,
вспоминает Николай Конобеев.

Момента соприкосновения самолёта с землёй с места, где находились школьники, видно не было. Но мимо подсолнечного поля на запряжённых лошадьми телегах ехали какие-то женщины — Николай Конобеев предполагает, что они везли зерно в заготконтору. По его словам, женщины в ужасе закричали: «Упал, упал! Шшепки полетели!»

Александр Боднар (слева) и Виктор Алёшин на бывшем аэродроме Никифоровка. 2010 годФото: Дмитрий Хатунцев
— Когда первый раз мы с Александром Боднаром были на могиле экипажа Героя Советского Союза Сергея Криворотченко в селе Ярославка, местные жители сказали, что есть ещё одна могила лётчиков. Но показать её они не смогли — там всё заросло,
сообщил Виктор Алёшин.

Известно, что Петра Лукина и Николая Игнатова похоронили в селе Ярославка. Однако, в отличие от могилы экипажа Сергея Криворотченко, за которой ухаживают местные жители, место упокоения этих лётчиков оказалось утеряно.

— Года три назад приезжали участники группы «Поиск», которые искали могилы погибших, но, к сожалению, так и не нашли. Там действительно всё заросло,
сказала руководитель юнармейского отряда «Патриот» Галина Попова.
Жители села Ярославка на могиле экипажа КриворотченкоФото: архив Ярославского библиотечного филиала

В Никифоровском районе это не единственная потерянная могила лётчиков. В январе 1943 года покончил с собой командир ТБ-3 по фамилии Бектяшев. Похоронили его не на кладбище, а в лесополосе возле железной дороги, недалеко от переезда со стороны посёлка Дмитриевка.

— Александр Боднар указал лишь примерное место, где его похоронили. Но с 1943 года место изменилось, тогда там не было больших деревьев, поэтому точно сориентироваться он не смог,
отметил Виктор Алёшин.

Лётчики, которые покоятся в «потерянных» могилах, погибли не в бою, а по несчастливой случайности или из-за собственной слабости. Однако они тоже сражались с оккупантами и внесли вклад в Победу. Хотелось бы надеяться, что места их захоронения удастся найти и привести в порядок.

Автор:Дмитрий Хатунцев